Вопросы

Докторантура. О докторской диссертации.

Уже при ознакомлении с наименованиями докторских диссертаций из различных отраслей наук можно составить представление, что в докторской диссертации должна решаться крупная научная проблема.

Не менее важная характерная черта докторской диссертации — системность научного исследования.

Часто в выступлениях различного уровня можно услышать о системности и системном подходе. Однако редко кто может аргументировать ответ: что такое системность и системный подход. Ответим на этот вопрос в аспекте подготовки диссертационной работы.

Замечание. Любой подход следует рассматривать в определенном аспекте.

В данном случае системный подход к диссертационной работе реализуется через умение диссертанта определить следующее.

Компоненты, составляющие диссертацию как некоторую систему. Их должно быть ровно столько, сколько необходимо и достаточно для успешной защиты. Используйте принцип исключения. Проверяйте: работает компонент на решение проблемы? Может обойтись без данного элемента диссертация или нет? Если может без заметного ухудшения качества, то исключайте его. Таким образом, усиливается целостность научного труда.
Структуру — внутреннюю форму диссертационной работы, определяющую способ взаимодействия составляющих ее компонентов. Она зависит от характеристик компонентов системы (диссертации), связывает и преобразует их, придавая целостность и законченность диссертации, обусловливает возникновение новых качеств, не присущих отдельным компонентам.
Функциональную нагруженность диссертации и ее составляющих. Функциональная нагруженность компонентов должна носить целесообразный характер, согласовываться с общим построением диссертации, последовательностью ее изложения.
Интегративную характеристику диссертации, позволяющую выделить новое научное знание в объекте исследования.
Коммуникативное свойство диссертации, определяющее связи диссертационного исследования с окружающей средой — известными работами, данными, фактами, явлениями и т.д.
Эволюционную характеристику, показывающую развитие научного направления, развиваемого в диссертации, на основе его ретроспективы и перспективы.
Следующая характерная черта докторской диссертационной работы — наличие теоретических обобщений, концепции развития теории научного направления.

Оправданной закономерностью можно считать появление в докторской диссертации докторанта теоретических обобщений эмпирических знаний, полученных ранее, например, при подготовке кандидатской диссертации.

Это обосновывается и диалектикой развития науки. На основе эмпирических знаний формируются теоретические, которые в дальнейшем вновь направляют эмпирическое исследование.

Отметим еще одну характерную черту докторской диссертации — методологическую выдержанность, которая проявляется в умении соискателя методически грамотно выполнить все разделы диссертации — от обоснования научной проблемы до интерпретации полученных результатов.

Научная проблема докторской диссертации и этапы ее постановки
Проблема докторанта — сформулировать эту крупную научную проблему и, по возможности, как можно понятнее. Это некое ядро работы, изложенное в виде одного абзаца текста. Не следует стремиться к совершенству с первой попытки. Основательность и точность формулировка проблемы приобретет лишь перед защитой диссертации. Но первичное определение проблемы и его последующая шлифовка должны начаться в начале диссертационного исследования.

Система составляется из элементов.

Замечание. Нет сомнения, что системное рассмотрение объекта исследования и всего того, что каким-либо образом связано с ним, позволяет определить системный предмет исследования докторской работы и в соответствии с ним сформулировать научную проблему, которую можно будет, не сомневаясь, назвать крупной.

Определений по поводу, что такое научная проблема диссертации известно немало. Вот одно из них.

Проблема — это «знание о незнании», установленное противоречие между известным и неизвестным, разрешение которого актуально и от разрешения которого зависит дальнейшее развитие научной дисциплины или отрасли науки. Формулирование проблемы способствует определению направления научного исследования диссертационной работы. Она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию.
Итак, характерная черта докторского диссертационного исследования — постановка в работе крупной научной проблемы.

Разобьем процесс постановки научной проблемы на следующие этапы.

Обоснование потребности в постановке данной научной проблемы.
По нашему мнению, главная потребность в постановке научной проблемы должна возникнуть у соискателя. Если соискатель твердо верит, что он может и должен стать доктором наук, то крупная научная проблема для него найдется. В этом нетрудно убедиться. Уважаемый соискатель, посмотри на окружающих тебя докторов наук и задай себе два вопроса: может быть, они родились докторами наук, и крупная научная проблема поджидала каждого из них, когда они, наконец, вырастут и возьмутся за нее? Много ли среди ваших коллег таких, которые написали диссертацию, пытались ее защитить и не смогли? Ответ на эти вопросы один — конечно, нет!

Основной момент в обосновании необходимости постановки научной проблемы — актуальность. Актуальность вытекает из потребностей практики или определяется логикой развития науки, то есть пришло время, появились методы и средства, и уровень развития отрасли науки достиг необходимой высоты.

Возможно, что у соискателя степени доктора наук уже вышла в свет хорошая книга, монография, учебник, вызывающие интерес, имеющие спрос. На этом этапе у докторанта должно появиться чувство, что тема и результаты диссертационной работы будут востребованы, приняты и одобрены научным сообществом. Но книга и диссертация — разные вещи. В последней необходимо обозначить и обосновать новизну, поставить цели исследования, определить условия ее реализации.

Возможно, по проекту соискателя создано новое устройство или изобретен способ, которые опробованы и имеют шансы на широкое использование, внедрены в практику, промышленность, производство. Прекрасный шанс для начала работы!

Замечание. Действующее Положение о порядке присуждения ученых степеней запрещает защиту диссертации по изданному учебнику.

Выявление научной новизны — ядра научной проблемы.

Данный этап является одним из ключевых этапов, от выполнения которого зависит диссертабельность работы. Нелегко разделить понятия «результат» и «научная новизна».

Простой пример из технической отрасли науки. Соискателем создано устройство или способ, на который получено авторское свидетельство или патент. Новизна устройства, с одной стороны, определяется в описании заявки на изобретение, но с другой, должна ли формулировка новизны в заявке на изобретение совпадать с формулировкой новизны по этому изобретению в научном труде? Вспомним, как дается отличительная часть изобретения, допустим, на устройство. В формуле изобретения читаем: «…отличающееся тем, что он снабжен…, а такой-то элемент выполнен…, причем он жестко закреплен на…». Конечно, научно-техническую новизну можно видеть в организации технического решения, но можно пойти и дальше. Первое. Можно сформулировать, что позволяет использовать или сделать такая организация технического решения. Например, такое техническое решение позволяет создать новый или использовать известный физический эффект (явление), позволяющее, в свою очередь, достичь требуемого распределения параметров, что, в конечном итоге, приводит к повышению качества или технического уровня устройства. Таким образом, появляется научная гипотеза, описывающая и объясняющая наблюдаемые эффекты. Если это выполняет диссертант, то он уже ближе к ядру научной новизны его работы.

Более простой случай. В результате испытаний известных объектов устанавливается необъясненное явление, например, увеличение какой-либо физической величины: силы, интенсивности излучения, силового напряжения или относительной деформации, какой-то иной физической величины. Выяснив, почему это происходит, соискатель напрямую выходит на научную новизну работы и вправе написать, что научная новизна состоит в том, что «экспериментально установлено…» и т.д.

Обычно заблуждение, когда новое устройство рассчитывается известными методами с получением вполне ожидаемых данных и полученное формулируется как научная новизна. Трудно с этим согласиться. Нового достоверного знания в этих данных может и не быть. Но если бы метод расчета был новым и более простым, эффективным, тогда результаты расчета могли бы использоваться в качестве подтверждения его достоверности, а сам метод вошел бы в состав научной новизны работы.

Как же быть в случае, если устройство не совсем новое, хорошо работает известный метод расчета, и теоретические результаты, полученные с его помощью, совпадают с опытными данными. Один из вариантов — попытаться повысить качество, производительность, надежность устройства или способа, рассмотреть и сформулировать практические рекомендации, оптимизировать, ввести новшества в процесс, чем существенно улучшить технологию, снизить затраты. Новые рекомендации, позволяющие что-то повысить или улучшить, но с объяснением, почему это происходит, с определением нового научного знания также могут войти в состав новизны работы.

Расширение предметной области исследования диссертационной работы

Этап еще можно назвать этапом анализа объекта исследования.

Основная цель работы на этом этапе — определение в первом приближении границ предметной области, объема предмета исследования, используемых методов и средств исследования.

Необходимо пояснить, что имеется в виду под методами и средствами исследования: способы построения и получения нового научного знания. Прежде всего, это теоретические и эмпирические методы исследования.

Средствами исследования могут быть: средства измерений, приборы, стенды, материальные и знаковые модели, вычислительная техника, информационные технологии, математические теории, логические и языковые средства.

На этом этапе соискателю необходимо выделить предметные области, которые соприкасаются с предметом исследования. Возникает вопрос, насколько может быть расширена предметная область исследования, чтобы проблема, вытекающая из нее, как иногда говорят, была диссертабельна, то есть была соответствующей докторской диссертации.

Докторант-исследователь, защитив кандидатскую диссертацию, как правило, уже представляет уровень значимости своих исследований. Следующий этап — определить, в какую надсистему входят результаты кандидатской диссертации. Возможно, исследование этой надсистемы и составит предмет исследования докторской диссертации. При этом не следует полагать, что эта надсистема определена и сформулирована. Она, конечно же, существует, но не всегда определена, не представлена в информационных источниках или представлена в неподходящем для непосредственного использования виде. В последнем случае, используя известное представление надсистемы (классификации), следует корректно составлять новую классификацию, позволяющую более ярко и наглядно определить результаты диссертации, а также оценить их значимость в решении более общей проблемы.

Приведем простой пример. Допустим, что в технической системе определенное устройство выполняет определенную функцию непосредственно. Можно попытаться каким-либо образом обеспечить ту же функцию, но косвенно. Известно, что при улучшении одного свойства, как правило, ухудшается какое-то другое, например, с увеличением мощности увеличиваются масса и габариты. Непосредственным, или прямым способом, с помощью новшества, мы можем, в принципе, уменьшать массу и при этом увеличивать мощность. Косвенным способом, с помощью другого по назначению устройства или способа, мы только сохраняем массу на прежнем уровне, увеличивая мощность, или наоборот, сохраняем значение мощности, уменьшая при этом массу. Или на прежнем оборудовании мы получаем более качественный продукт за счет изменения последовательности операций, то есть изменяя технологию.

Набрав достаточное количество для создания более или менее полной картины вариантов приближения к поставленной цели, делаются попытки составить под поставленную цель классификацию, в которую войдут найденные варианты. Иногда в процессе составления классификации предмета исследования рождаются новые интересные способы решения проблемы, дополняющие общую картину. Работу можно считать законченной, если появляется чувство полноты и целостности решения в составлении системы. Но не исключайте случай возможной доработки классификации на более поздних этапах работы над диссертацией.

Предметная область исследования расширяется также за счет новых теоретических положений, обобщающих результаты как кандидатской диссертации, так и известные результаты, полученные ранее другими исследователями в той же предметной области исследования.

При созданной соискателем классификации это уже не трудно сделать. Используем проверенные временем методы — описание и анализ. Определенные в классификации типы подробно рассматриваются, анализируются, критикуются, дается описание их недостатков и преимуществ с точки зрения поставленных целей, проблемы диссертации. Таким образом, в диссертационной работе появляется солидный блок теоретического исследования.

Ошибочно полагать, что теоретические положения — это только новые теории с математическими выражениями. Смелее используйте все известные научные методы построения теоретических положений своей работы.

// по материалам книг и консультаций
глубокоуважаемого профессора
С.Г. Селеткова



Hosted by uCoz
Назад Главная Вперед